Информатизация системы образования
Угличского муниципального округа

Гулеватая Т.А., начальник Управления образования Угличского МО

 

В настоящее время информационная культура становится определяющим фактором развития общества. Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий открывает новые возможности и предъявляет новые требования к системе образования. Информатизация является важнейшим механизмом реформирования образовательной системы, направленным на повышение качества, доступности и эффективности образования и как отметил министр образования России В.М. Филиппов: «…Сегодня наступил совершенно новый этап в осмыслении информационных технологий, который, безусловно, внесёт резкие изменения в уклад нашей жизни и, соответственно, в образовательный процесс. Во всём мире реализуются информационные технологии в образовании… Мы не должны проспать очередную революцию в методах преподнесения знаний».

Правительством России принята и действует Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды», основной целью которой является создание единого информационно-образовательного пространства для решения следующих основных задач:

-        формирование у учащихся навыков освоения информационных технологий, работы с современными средствами обработки и передачи информации;

-        предоставление возможностей для раннего и углубленного изучения информатики;

-        организация дистанционного обучения в образовательных учреждениях;

-        обеспечение возможностей доступа к образовательным информационным ресурсам учащимися и педагогами учреждений образования;

-        широкое внедрение в образовательный процесс телекоммуникационных проектов; построение интегрированной системы информационного обеспечения управления образования и образовательных учреждений по вопросам отчетности, мониторингу качества образования; развитие муниципальной системы статистики образования.

Реализация данной федеральной программы предусматривает решение трёх основных задач:

1.      Материально-техническое обеспечение учебных заведений компьютерной техникой

2.      Повышение квалификации и переподготовка работников образования в области использования новых информационных технологий.

3.      Обеспечение доступа учащимся и преподавателям к информационным образовательным ресурсам.

.

В решении вопроса материально-технического обеспечения в Угличском муниципальном округе, благодаря реализации федеральной программы компьютеризации сельских школ и финансовой поддержке местных органов власти, достигнуты значительные успехи. На сегодняшний день все средние общеобразовательные школы округа имеют современные компьютерные классы, а общее число компьютеров установленных в школах на сегодняшний день достигло 186 и один компьютер, как в городе, так и в селе приходится на 32 школьника. На приведённой диаграмме 1 можно оценить, как изменялся уровень обеспечения образовательных учреждений округа компьютерной техникой. Диаграмма 2 отражает количество школьников округа приходящихся на 1 компьютер. По селу приводятся данные с 2000 года, так как до этого времени современные компьютеры там отсутствовали.

Особо следует отметить Администрацию Угличского МО, уделяющую большое внимание вопросу обеспечения компьютерной техникой школ округа. Только в этом году для реализации федеральной программы компьютеризации из бюджета округа было выделено 725 тыс. руб. На эти средства приобретены современные компьютеры и периферийное оборудование для СОШ № 1,3,4, - до этого единственных школ города не имевших современных компьютерных классов. Таким образом, в округе выполнен один из этапов федеральной программы, предусматривающий доведение числа компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения – 1 компьютер на 80 учеников

 

Новые информационные технологии предъявляют повышенные требования к качеству труда и уровню квалификации педагогических и руководящих работников учебных заведений. Сегодня компьютеры стали доступны всем участникам образовательного процесса, но эффективность их применения пока во многом сдерживается недостаточной подготовкой работников образования в области использования компьютеров, отсутствием апробированных методик применения компьютерных программ. Поэтому в федеральной программе компьютеризации большое внимание уделяется повышению квалификации и профессиональной переподготовке педагогических, административных и инженерно технических кадров в области использования новых информационных технологий. С этой целью при Информационно–методическом центре создан Учебный компьютерный центр на базе которого в 2002-2003 уч.г. прошло обучение 56 работников образования, а также постоянно оказываются консультации, проводятся семинары и формируется мультимедиатека образовательных программ. С целью апробации методик использования информационных технологий и внедрения образовательных компьютерных программ в учебный процесс, на базе СШ № 7 и Отрадновской СШ созданы опорные школы по направлению «информатизация учебного процесса». В двух школах округа введены должности заместителей директора по новым информационным технологиям.

Очень сложной пока остаётся проблема выхода школ округа в сеть Интернет. Это, прежде всего, связано с отсутствием в городе провайдера, способного обеспечить выход школ в Интернет по доступным ценам и с хорошим качеством. На сегодняшний день только 4 городских школы имеют такую возможность. В 3-х из них соединение осуществляется на платной основе по коммутируемому каналу через Яртелеком, что резко ограничивает возможности использования ресурсов сети. Для реализации наиболее значимого этапа программы – обеспечения доступа учащихся и преподавателей к информационным образовательным ресурсам, Администрацией округа на 2004 год утвержден проект Муниципальной телекоммуникационной сети (МТС) предусматривающей создание выделенных цифровых каналов связи ко всем учебным заведениям округа и подключение их к сети Интернет через сервер Администрации.

 

Диаграмма 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2